Сколько раз уже задавался этот вопрос. Ответ на него в основном зависел от степени «патриотичности» отвечающего: чем более «патриотичней» он был, тем раньше назывался срок, когда это произойдёт, а уж совсем «непатриоты» отвечали, что этого не случится никогда.
Наша сегодняшняя попытка будет отличаться тем, что мы будем отвечать на этот вопрос, используя научный подход. А что, разве раньше не было науки и научного подхода? Были, конечно, включая такую диковинную штуку как «научный коммунизм». Но прогресс не стоит на месте, и теперь в нашем распоряжении новейшие достижения экономической мысли, изложенные в книге «Основы экономической теории». Именно на их основе мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.
Как и полагается при научном подходе, следует исключить субъективный фактор в наших умозаключениях. Для этого переформулируем вопрос таким образом: догонит ли когда-нибудь Страна Б Страну А? В качестве Страны Б мы можем взять любую развивающуюся страну на земном шаре, а в качестве Страны А – любую развитую — например, Турцию и Германию соответственно.
Кроме того, научный подход требует от нас определить термины: это нужно для того, чтобы максимально приблизиться к единому толкованию написанного текста у разных читателей. И сделать оговорку – непохожий жизненный опыт у людей, читающих эту статью, обязательно помешает однозначному восприятию материла. Но тут уж мы бессильны что-либо сделать — нельзя объять необъятное.
Итак, под «страной» мы понимаем единое целое из трёх составляющих: 1) земную территорию с чёткими границами; 2) людей, населяющих её; 3) государство, одно на всех, с господствующей идеологией, едиными законами, внутренней и внешней политикой. Учитывая это определение, СССР и РФ – это не одна и та же страна: различные границы, различный состав населения, различные идеологии (или нет?).
А что означает «догонит»? Под этим мы понимаем достижение того же уровня жизни, или материального благосостояния, или уровня экономического развития.
Определившись с терминами, изначальный вопрос можно переформулировать. Сможет ли развивающаяся страна когда-нибудь догнать развитую страну по уровню экономического развития?
Ну а теперь произведём логический вывод:
- Чтобы страна с низким уровнем экономического развития догнала другую страну с более высоким уровнем развития, необходимо для догоняющей страны иметь более высокие темпы роста экономики на значительном периоде времени (десятки лет).
- Темпы роста экономики любой страны зависят от внутренней и внешней политики государства (исключая форс-мажор, например, в виде каких-либо природных катаклизмов).
- Политика государства определяется доминирующей идеологией, культурой (и ещё непонятно чем), присущим нации (гражданам государства).
- Если мы имеем хронически недоразвитое государство, с низкими темпами экономического развития, то оно и продолжит оставаться таким до конца своего существования.
Окончательный ответ таков: любая развивающаяся страна никогда не догонит развитые страны по уровню экономического развития.
Этот ответ не является каким-то парадоксальным. В известной книге «Почему одни страны богатые, а другие бедные» авторов Аджемоглу и Робинсона делается вывод, что темпы экономического роста зависят от характера социальных институтов (государство – самый главный из них): экстрактивные институты ведут к низким темпам экономического роста, а инклюзивные институты формируют высокие темпы развития экономики. Но почему-то они не договаривают, что характер институтов заложен в характере (менталитете) нации.
Хотите узнать главную тайну экономики? ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
со всеми этими санкциями мы теперь только в каменный век скатимся еще больше 🙁
Автор, не соглашусь! Германия ведь смогла построить одну их самых сильнейших экономик в мире после краха в 45 году.
Во-первых, Германия до Второй Мировой была развитой страной. Во-вторых, после войны победители поделили её на две части (капиталистическую и социалистическую) и экономика Германии регулировалась политически внешними силами, что и определило темпы экономического развития для каждой части страны (темпы были разными и соотвествовали менталитету правящих сил).
Таким образом, история Германии (20-го века) подверждает выводы в статье.