Делимся знаниями, а не трудом

Поговорим о таком экономическом явлении как разделение труда. Со времён Адама Смита (публикации произведения «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году) под разделением труда понимается специализация рабочих на выполнении определённых относительно простых операций, на которые разбивается процесс производства какого-либо изделия или услуги. Смит привёл в пример производство булавок, где производственный процесс разбит на 18 операций (вытягивание проволоки, её выпрямление, отрезание, заточка и т. д.) и где каждый работник мануфактуры, состоящей из 10 человек, выполнял только одну или две определённые операции.

Главный эффект от разделения труда заключается в принципиальном увеличении производительности. По словам Смита, мануфактура из 10 человек могла делать по 48 000 булавок в день, т. е. по 4 800 штук на человека. В то же время, если бы один человек изготавливал булавки от начала до конца, то он смог бы изготовить не более 20 булавок в день.

Почему же разделение труда приводит к увеличению производительности? И вот тут уже начинается «разброд и шатание» среди экономистов. Сам Смит считал, что производительность рабочих увеличивается за счёт простоты отдельных операций — их человек выполняет намного проворнее, чем сложный многоэтапный производственный процесс. Он также критиковал разделение труда за то, что он превращает человека в примитивное существо. Однако тот же Смит отмечал важность того, что на мануфактуре с разделением труда каждый рабочий оперировал особым набором инструментов и приспособлений и имел соответствующие знания и навыки — всё для того, чтобы максимально быстро выполнить свои производственные задания.

Теперь мы ясно понимаем, как это (разделение) работает. А от такого бессмысленного термина как «производительность труда» и вовсе следует отказаться. Потому что труд по сути своей — это затрата времени, течение которого — вещь объективная и имеет постоянную «производительность». Те силы и энергия, которые человек затрачивает в процессе труда, тоже более-менее постоянны и примерно равны для всех индивидуумов, потому что они являются свойствами человеческого тела как биологического организма. Без этой постоянной затраты сил и энергии организм будет деградировать и сократит заложенный ему природой срок жизни.

Истинным источником экономического прогресса является использование всё более совершенных капитальных благ как в личном, так и в производственном потреблении (коим и является производственный процесс). В частности, инструменты и приспособления, металл и само здание мануфактуры в примере производства булавок Адама Смита — это всё производственные капитальные блага, которые экономят время производственного потребления — время производства одной булавки, в этом их суть.

С другой стороны, применение капитальных благ человеком требует от последнего определённых умений. Мы сейчас говорим о знаниях и навыках, требуемых для оперирования капитальным благом с целью удовлетворения некой личной или производственной потребности. Сюда входят и знания об окружающей среде и соответствующих законах природы, силы которой благо трансформирует к пользе человека.

Например электрик, который оказывает услуги по разведению электрической энергии («электрической проводки») по жилому дому, должен уметь пользоваться кусачками, паяльником, мультиметром, знать характеристики и правила применения электропроводящих кабелей, правила применения автоматических предохранителей, закон Ома, как работает электрическое заземление и ещё много чего. Объём знаний и навыков профессии электрика (электромонтёра) такой большой, что овладеть им можно только один раз в жизни для среднего человека. Поэтому он вынужден выбирать какую-либо профессию один раз и на всю жизнь (оптимальный вариант) из-за ограниченных возможностей по овладению профессиональными компетенциями.

Мы можем называть профессиональные умения большими или маленькими и даже утверждать, что отдельному человеку под силу освоить несколько специальностей, но нельзя спорить с тем фактом, что два человека способны освоить в два раза больший объём информации, чем один. Из этого факта и проистекает кардинальное преимущество разделения труда. Общество, культивирующее его, экономически более развито по сравнению с обществом, застывшем на труде «разнорабочих», потому что объём актуальных знаний и навыков в нём больше, что влечёт возможность использования более совершенных капитальных благ в производстве и потреблении.

Мы поговорили о тех знаниях и навыках, которые необходимы для использования капитальных благ в быту или на производстве. Но есть ещё умения, которые нужны для производства капитальных благ. И это совсем другая область человеческих способностей и талантов.

Делимся знаниями, а не трудом: 3 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *